Get Adobe Flash player

«ЕСТЬ ГОРА КУНЬЛУНЬ»: мифологическая традиция Древнего Китая
Страница 20

Образ Шэ как главного божества земли постепенно «раздробился» на множество локальных культов и приобрел территориальный характер. Как пишет, ссылаясь на французских синологов Э. Шаванна и М. Гране, Л. С. Васильев, «в чжоуском Китае в тесной связи с общей картиной административно-политической и территориальной организации страны сложилось несколько различных, иерархически организованных культов шэ — ван-шэ, да-шэ, го-шэ, хоу-шэ, чжи-шэ, шу-шэ. В рамках каждого из этих культов совершались специальные строго разработанные обряды в честь божества земли, то есть покровителя данной территории — от всей страны до небольшого района. С различной степенью пышности и тщательности, в зависимости от значения культа, на небольшом холме близ деревеньки, в центре уезда или возле столицы царства и империи возводили квадратный в плане, приподнятый над землей алтарь, вокруг которого со всех четырех сторон в строго определенном порядке высаживались различные сорта деревьев — туя, катальпа, каштан, акации. В центре алтаря помещался каменный обелиск или деревянная табличка, иногда с надписью. Регулярно весной и осенью на алтаре каждого такого шэ совершались торжественные обряды жертвоприношений. По мере усиления роли территориально-административных связей и политических отношений в чжоуском Китае такие шэ (особенно главное — го-шэ) становились олицетворением территориального единства, религиозно-символическим выражением его нерушимости. Известно, что ритуалы в честь го-шэ обставлялись очень пышно и торжественно, превращаясь во всеобщий праздник, принять участие в котором приглашались иногда и правители соседних царств». Подробное описание линзы жесткие металлические на нашем сайте.

К числу божеств земли принадлежал и легендарный прародитель чжоусцев Хоузци — Владычествующий над просом («Государь Просо», или «Государь Зерно» «Шицзин»). В гимнах «Шицзин» о нем говорится:

O просвещенный Зерно-Государь,

Смогший быть Небу подобным,

Зерном одарил ты народ наш,

Такого, что б ты не достиг, — нет ничего!

Нам подарил ты ячмень и пшеницу,

По повеленью Владыки Небес всюду народ наш питая.

Не зная границ и пределов,

Всюду по древнему Ся вечные распространил ты законы!

* * *

В поле Зерно-Государь изо всех своих сил

Силам природы родить урожай пособил.

Пышные сорные травы сгоняет с земли,

Сеет хлеба, чтобы желтые нивы росли…

Много прекрасных семян раздавал он кругом:

Черное просо и просо с двойчаткой-зерном,

Красное сорго и белое! Всюду подряд

Черное просо и просо-двойчатка стоят…

Неба верховный Владыка доволен и рад —

Благоуханью ль, что вовремя точно оно,

Жертве ль, показанной нам Государем-Зерно,

Той — непорочной, что, свято блюдя, как закон,

Люди приносят еще и до наших времен?

«Каталог гор и морей» сообщает, что Хоуцзи «посеял все злаки», а Сыма Цянь добавляет: «Хоуцзи сообразно сезонам возделывал все хлеба». Из этих сообщений явствует, что Хоуцзи поклонялись как богу земледелия и жатвы; при этом трактат «Хуайнаньцзы» уточняет: «Хоуцзи первым начал сеять и жать. Когда он умер, то стал почитаться как Просо (Цзи)».

Рождение Хоуцзи, подобно рождениям большинства персонажей древнекитайской мифологии, было чудесным: мать Цзянъюань понесла его, наступив на след ступни Небесного владыки. Родив ребенка без мужа, Цзянъюань хотела от него избавиться (отсюда имя Ци — «Брошенный», которым также называли Хоуцзи), однако ряд знамений убедил ее в том, что ребенка следует оставить и что ему уготована великая судьба. В другом гимне «Шицзин» говорится:

Славна в веках Цзянъюань,

Добродетель ее без изъяна.

Так положил Высокий Владыка,

Чтоб без страданий и без вреда,

Без опозданья и в самый срок

Родить ей Просо-Владыку

Ниспослано счастье великое.

Гаолян и просо — ранние и поздние,

Ранние и поздние бобы и пшеницу —

На всей земле

Велит народу он высевать.

Просо и гаолян,

Черное просо и рис

Велит он сеять по всей земле.

Так продолжил он Юя деянье.

Нюйва лепит людей из глины. Вырезка из бумаги (XX в.).

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Другие статьи:

ПРЕДИСЛОВИЕ
На протяжении большей части XIX столетия казалось, что по археологии Мексики уже сказано последнее слово. Недостаток раскопок и исследований ограничивал кругозор ученых, и им не над чем было работ ...

Подход в организации производства
Производственно-техническое единствоопределяется комплек­сом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственных процессов, в результате к ...

Разделы